Автор: Антон Помещиков, "Известия"
Оригинал статьи: http://www.izvestia.ru/news/300034
Тема: интервью Земфиры
Во вторник выйдет четвертый по счету альбом Земфиры, название которого "Известия" сообщают первыми - "Вендетта". Выкроив час между университетом и студией, отрываясь на бесконечные звонки мобильного и салат с куриной печенкой, Земфира РАМАЗАНОВА ответила на вопросы обозревателя "Известий" Антона ПОМЕЩИКОВА.
Известия: Прошлый год для вас каким был?
Земфира: Хорошим. Я поступила в университет. Это очень важное для меня событие.
Известия: Вы как-то относитесь к этому, как со стороны кажется, халатно: поступили от скуки, надоело и забросили.
Земфира: Почему бросила? В данный момент я сдаю сессию.
Известия: А многочисленные слухи о том, что вы забили на сессию, укатили в Куршевель?
Земфира: Я перенесла сессию. Именно из-за того, что занялась альбомом. Сейчас ее сдаю, потому что он в принципе готов.
Известия: То есть вы не двоечница?
Земфира: Ну как же, двоечников ведь отчисляют, а у меня вроде все нормально.
Известия: Вы ведь на платном? На чем недобрали на экзаменах?
Земфира: Мне кажется, что на истории. Потому что я в принципе готовилась и знала... Но ответила на один вопрос и не ответила на второй.
Известия: А сочинение по кому писали?
Земфира: По Чехову, по "Вишневому саду".
Известия: Из русских писателей вам кто ближе?
Земфира: Николай Васильевич.
Известия: Почему?
Земфира: Люблю, когда люди любят смеяться, люблю чувство юмора у тех, у кого оно есть. Конечно, люблю Антона Палыча Чехова. Но мне кажется, что он не был смешливым. Его я люблю за другое: за наблюдательность, за внимательность. Люблю Набокова. Его люблю за слова, за то, как он описывает.
Известия: А из современных русских?
Земфира: С уважением отношусь к Пелевину. Он интересный парень, мне кажется. Просто сейчас в литературе то же самое, что и в музыке. Безумная эклектика. Намешано все, и невозможно даже порой понять ни стиля, ни сюжета. Пелевин из всего этого мне кажется наиболее талантливым.
Известия: Вы хотите, чтобы все было понятно?
Земфира: Я хорошо отношусь к эклектике, я же сама ею грешу и в общем и целом делаю то же самое. Хотя, с другой стороны, если мне захотелось сыграть классический блюз, я ловлю себя на мысли, что хочу это сделать в традиции. Не играть, например, соло на синтезаторе, а сыграть его на гитаре, желательно того времени.
Известия: Расскажите про историю с Queen поподробнее. Чья это была идея?
Земфира: Мне позвонил канал MTV и предложил поучаствовать в церемонии, исполнив песню с Мэем и Тейлором. Конечно, я удивилась. Думала я недолго. Может быть, час. Нужно было трезво оценить свои силы. Я этот час их оценивала и сказала "да".
Известия: Тогда в Кремле было ощущение чуда, исторического момента. А потом, когда я смотрел запись, местами казалось, что вы поете робея и неуверенно.
Земфира: Это неправда. Я в принципе не умею петь неуверенно. А потом вы понимаете, что значит - смотреть видеозапись? Может быть, имеет смысл предъявить претензии к тем, кто это снимал? Ведь тогда, непосредственно в Кремле, вас перло. Я запись не видела - телевизор я не смотрю, а MTV мне ничего не присылало. И когда мне говорят про неуверенность, я в принципе этого не понимаю. Я не помню таких моментов, чтобы я стеснялась, выходя на сцену.
Известия: И мандража никогда не чувствуете?
Земфира: На сцене?
Известия: Перед выходом.
Земфира: Нет. Это мое место, понимаете? Я уже давно с этим свыклась. Это, наоборот, то место где я, пожалуй, максимально расслабляюсь. Потому что я умею это делать. В этом-то и отличие по большому счету хорошего музыканта от плохого. Когда ты занимаешься тем, в чем ты уверен, ты делаешь это максимально расслабленно. Играючи. Очень многие плохие исполнители делают это натужно, и это сразу обламывает. Возвращаясь к моему выступлению - возможно, от меня ждали воспроизведения драйва Фредди Меркьюри. Но изображать его было бы просто комично.
Известия: Когда с вами последний раз случилась история, от которой вы подумали: "О-па! Я попала!"?
Земфира: Вот совсем недавно я попала: у меня совпали сессия и выход альбома. Утром я иду в университет, а вечером несусь в студию. Это тяжело. Иногда не могу переключиться: сижу на высшей математике, смотрю в учебник и пишу какую-то песню или думаю о том, что нужно актуализировать бас-гитару. Или сижу в студии, слушаю микс и начинаю думать о комплексных числах. Вот это последний попандос!
Известия: Помню, что когда вы собирались поступать, то говорили, что вам еще интересно с молодежью пообщаться нынешней. Ну и как у нас с молодежью?
Земфира: Нормально. Там же, надо думать, хорошая молодежь, самая прогрессивная, умная очень. Честолюбивые люди идут в МГУ. Поводов для беспокойства нет.
Известия: Это поколение чем-то отличается от вашего?
Земфира: Отличается. Оно более технологичное. Вот все приметы, присущие этому времени, присущи и поколению.
Известия: Вы завидуете им?
Земфира: Не-е-ет. Мне вообще чувство зависти не свойственно испытывать ни по какому поводу. А, да! Я завидую иногда Лагутенко, что у него нет запар с музыкантами.
Известия: Как вы оказались на таком престижном горнолыжном курорте, как Куршевель?
Земфира: А что тут удивительного?
Известия: Место, где собирается российская политическая и бизнес-элита, кажется, не самое для вас желанное.
Земфира: Но! Одновременно это лучшая трасса в Европе. С этим люди, которые хоть раз стояли на горных лыжах, поспорить не смогут. Я не понимаю, почему вдруг возник этот ажиотаж вокруг моей поездки в Куршевель. Мы с вами говорим об альбоме, об университете, о каких-то событиях. И вдруг эта поездка. Это что, правда, кому-то интересно? Я катаюсь на лыжах восемь лет. Разве это важно - где я каталась?
Известия: Предполагаю, что поклонники думают, будто вы отправились покататься на лыжах в компании олигархов.
Земфира: Мои поклонники, в отличие от журналистов, люди адекватные. Они восприняли это так, как надо: поехала покататься на лыжах.
Известия: Вас касается то, что происходит в стране? Монетизация льгот, борьба с терроризмом...
Земфира: Очень широкий вопрос.
Известия: Хорошо, сузим. 23-го числа в Кремле музыканты будут ставить заслон терроризму и насилию. Вы будете там?
Земфира: Нет, конечно.
Известия: Почему?
Земфира: А выступление есть борьба?
Известия: Видимо, в этом случае да.
Земфира: Я не согласна. Во-первых, я впервые слышу от вас о такой акции. И я к таким выступлениям отношусь скептически. Не люблю я этого. Мне не нравится себя чувствовать хором. Мне не нравится сидеть и выбирать песню по случаю. Я не хочу участвовать в какой-то борьбе. Я считаю, что это личное дело каждого.
Известия: Для многих американских, британских артистов...
Земфира: Эта тема очень спекулятивна. Для всех: для музыкантов, для журналистов. Это пахнет жареным. Мне не нравится воспринимать это в таком контексте. И мне не нравится отвечать на такие вопросы. В данный момент времени. Потому что тема эта очень топовая. И мне все это страшно не нравится. Тем более когда говорят, что западным музыкантам "не западло". В самом вопросе содержится посыл, что мне западло. Это не так. Это некорректное обвинение.
Известия: Вернемся к тому, что происходит в стране.
Земфира: А что происходит в стране?
Известия: Последние два месяца бабушки и дедушки провели на улицах, протестуя против отмены льгот. Еще раньше нас активно взрывали, а еще есть хорошая новость - студентов не будут поголовно забривать в армию.
Земфира: Моих родителей отмена льгот мало коснулась - у них есть я. Вообще, я не знаю предпосылок этого решения - зачем они это сделали. И первая реакция на монетизацию: зачем? Но я не углублялась в этот вопрос, поэтому не могу дать конкретный ответ. Понятно, что что-то переделали, и очень круто. Но плюсы и минусы этого решения мне неизвестны. Про терроризм мы говорили, что у нас дальше? Студенты? Армия меня совсем не касается, я девушка, к тому же перевалившая призывной возраст.
Известия: Что с вас спрашивать - сами же говорите, что телевизор не смотрите.
Земфира: Сейчас нет. Раньше информацию черпала в интернете, но последний месяц мой системный блок стоит в студии, так что и интернета я лишена. Радио не слушаю. Газет не читаю. Доделываю альбом.
Известия: Почему всегда вы так долго выбираете название альбома?
Земфира: Потому что не умею.
Известия: "Как вы лодку назовете - так она и поплывет"?
Земфира: Не-е-ет. Я просто не умею. Мне гораздо проще называть песни, а не альбомы. Я вообще не мыслю альбомами. И когда какое-то количество песен надо оформлять в альбом, я начинаю мучаться - не умею этого делать. Обобщать не получается. Это был фильм Квентина Тарантино. Глава вторая, часть первая.
Известия: Насколько я понимаю, пластинка получается совсем не концептуальная - просто набор песен? Вы ведь начинали ее как электронную, а потом начались эксперименты с роком...
Земфира: Какие эксперименты! Это скорее их отсутствие. Мне захотелось вдруг сыграть архаичный рок - я же его по большому счету никогда не играла. Как Илья Лагутенко ввел термин "рокапопс", так мы все его и играли. Сейчас я уже в достаточно сознательном возрасте, и я изучаю историю рока, слушаю записи старые. Потому что новое слушать уже нету сил. Все так плохо, что приходится слушать старое. И понимать, что вот оно - супер.
Известия: Неужто все так плохо даже за границей?
Земфира: Гораздо хуже! Технологии сожрали вдохновение. Я говорила и со взрослыми музыкантами, и с молодыми: просто сейчас музыка стала хуже. Это не то чтобы какое-то брюзжание, знаешь. Это факты.
Известия: Слышал, что на альбоме в числе прочих есть блюз. Есть какое-то количество электроники. Что еще для вас было экспериментальным в этой пластинке?
Земфира: По-моему этого достаточно. Вы вот подытожили, и я подумала: ничего себе я даю!
Известия: Сколько песен?
Земфира: Вместе с бонус-треками - пятнадцать.
Известия: Это что, как-то контрактом оговорено?
Земфира: Нет. Было больше. Более того, я буду, наверное, в конце года выпускать альбом би-сайдов - тех песен, что не вошли в этот альбом. Они есть, просто я не успела их оформить или они по иным причинам не вошли. Это будет альбом хороших поп-песен: легких, мелодичных. Я сознательно не стала в этот альбом включать поп-песни. Здесь либо агрессивный рок, либо какие-то концептуальные электронные решения.
Известия: Альбома я не слышал...
Земфира: Что я могу сделать! Я его еще не доделала. Впервые в жизни я в ситуации, когда у меня через десять дней релиз, а я еще сижу в студии и довожу. Может быть, это и хорошо, потому что я избегу такой ситуации, как перепродюсирование. Музыканты часто начинают переделывать, увлекаются, и ни к чему хорошему это не приводит. А здесь будет такая небрежность.
Известия: В этой пластинке в текстовом отношении вы изменились?
Земфира: Мне сложно говорить о текстах. О музыке еще могу размышлять - есть блюз, есть электроника, а с текстом сложнее: что хочешь, то и говоришь. Нету сленга на этом альбоме.
Известия: Хорошо. Обучение на филфаке привнесло что-то новое в ваши тексты?
Земфира: Нет. Во-первых, обучение мое пока продолжалось всего два месяца, когда я ходила в университет, а потом плотно занялась альбомом. Если когда и скажется это обучение, то, думаю, через много-много лет. Потому что это процесс долгий: познание. Учиться вообще всю жизнь можно.
Известия: Будет тур в поддержку альбома?
Земфира: Я надеюсь. Мне хотелось бы уже поиграть, но по-прежнему остро стоит вопрос с музыкантами. Мне кажется... как сказать... то ли лыжи не едут, то ли я... В общем, я не могу решить этот вопрос уже долгое время.
Известия: Придется, видимо, выступать на пару с ноутбуком?
Земфира: Будет, конечно, какая-то часть программы. Я принципиально не хочу исполнять электронные песни в живом виде.
Известия: А премьера альбома?
Земфира: Будет презентация в Москве. А что касается какого-то большого концерта, все опять же упирается в открытый вопрос с музыкантами.
Известия: В конце концов всегда есть группа "Мумий Тролль", которая вас всегда выручает.
Земфира: Еще один больной вопрос. В общем, если все сложится удачно, наверное, осенью я сыграю большой концерт в Москве.
Известия: То есть вы и не ищете уже музыкантов?
Земфира: Я сейчас горю альбомом. А все музыканты и так знают, что я их жду. Нет, уже не ищу, если честно.
Антон Помещиков
[24.05.2005]