Автор: Антон Помещиков, "Известия"
Оригинал статьи: http://www.izvestia.ru/news/290858
Тема: интервью Земфиры
Земфира Рамазанова молчала больше года. Наконец, состоялась премьера ее новой песни "Небомореоблака", первого сингла с нового альбома. C ЗЕМФИРОЙ РАМАЗАНОВОЙ встретился обозреватель "Известий" АНТОН ПОМЕЩИКОВ.
- Вы отсутствовали с момента окончания тура "14 недель тишины".
- Это был запланированный отдых. Я себе уже выстраиваю такую картину: идет творчество, написание песен, запись, студийные дела, потом подготовка к туру, тур и отпуск... Да, конечно, обламывает иной раз эта цикличность, но я уже думаю о том, чтобы нарушить этот ход вмешательством извне. Разорвать порочный круг.
- Что значит вмешательство извне?
- Заняться чем-то другим.
- Перестать писать музыку?
- Нет, почему! Если музыка к тебе приходит, то мне кажется преступлением ее не писать. Я имею в виду, я хочу учиться. Я думаю о том, чтобы пойти учиться.
- На кого?
(Пауза.)
- У вас же есть музыкальное образование.
- То образование, о котором я думаю и собираю информацию, оно не имеет никакого отношения к музыке.
Я долго думала, честно говоря, такие мысли посещают меня последние года три. Но в этом году, мне кажется, надо принимать решение и поступать.
- А то скучно?
- Нет. Вот как раз из-за той цикличности жизни, о которой я говорила. И еще мне не хватает умных разговоров, возможно - в виде лекций. Я ограничена определенным кругом людей. Не то чтобы я не люблю знакомиться или знакомлюсь не с теми. Но! Вы же понимаете, что, наверное, в институтах есть неглупые дяди, которых интересно послушать. Ну и в принципе - учиться, поскольку институтской практики у меня нет. В данном случае возраст - это нормально. Я не буду себя чувствовать неловко вместе с двадцатилетней абитурой. Мне кажется, у меня получится.
- Что с вами за это время произошло?
- По большому счету, я долго бездельничала после окончания тура - наверное, около года. Потому что безделье, как и прочие виды деятельности, - оно затягивает. Где-то с зимы опять пришла музыка, ею я сейчас занимаюсь постоянно. Кроме этого фигурирует покупка квартиры. Соответственно ее обустройство. На самом деле за таким обычным словосочетанием, как покупка квартиры, кроется очень много чего. Есть над чем поразмыслить. Я помню свои ощущения, когда в ней сделали ремонт, она была еще пустая, и предстояло привезти вещи, багаж, компьютер, кухонную утварь... Я туда зашла, побыла какое-то время, и после этого у меня случился мини-стресс. Мне показалось, будто я, взваливая на себя эту квартиру, привязываю себя к какому-то социальному положению. А ведь до того - последние шесть-семь лет - квартиры я снимала. Это определенная степень свободы. Так что вопрос не такой уж простой, как кажется.
- То, что вы привязаны теперь?
- Вот да, этот фактор меня поначалу пугал, сейчас я к нему отношусь спокойно. Зато теперь я порой очень хочу оказаться дома, особенно если шаталась по городу весь день.
Что еще у меня происходило? Спонтанные замуты - с группой "Браво", со Шнуром, проучаствовала как певица в фильме Ренаты Литвиновой "Богиня". Отчет, получается, вам выдаю о проделанной работе. Читала-думала-бездельничала. Иногда очень полезное занятие. Я вообще не люблю себя утруждать. В одном из интервью мне сказали такую фразу: "Вы с самого детства трудитесь, трудитесь, и вот наконец ваш труд принес свои плоды". Меня почему-то эта фраза задела, я задумалась даже - действительно ли я все время тружусь, как мне об этом сказали? Я стараюсь не трудиться, не быть стахановцем, мне эта позиция не близка.
- Разве вы не трудоголик?
- Я увлекающийся человек. Но мне не нравится постановка вопроса: "работать, работать, работать". Это не должно быть самоцелью. Тогда можно просто все профукать, что вокруг происходит. А мне профессия, слава богу, позволяет оглядываться по сторонам. Наша профессия находится в выгодной позиции по отношению ко многим другим. У нас много свободного времени, для нас не существует выходных общепринятых. Хорошая профессия.
- Еще вас везде рады видеть.
- Ну, не знаю. Мне кажется, что в последнее время ситуация поменялась, и сейчас профессия музыканта, артиста, даже киноактера не столь престижна, как раньше, в силу огромного количества хлама, который возник в этих сферах.
А может, дело в моем возрасте. Раньше мне казалось, что здесь меньше случайных людей. Теперь иногда я смотрю по телевизору какого-нибудь артиста и десять минут пытаюсь найти мотивацию, хоть одну. Почему? Почему он появился, а не кто-то другой? Нету ничего! В принципе, этот хлам должен существовать для того, чтобы было видно что-то хорошее.
В этом, наверное, есть какое-то равновесие. Но сейчас этого стало больше. Почему? Потому что мы превратились в капстрану, это бизнес. Даже я с моим небольшим опытом в пять-шесть лет могу сказать, что раньше это приносило меньше денег. Ну, такое время. Сейчас, по-моему, вообще весь шоу-бизнес лихорадит. Я читаю какие-то аналитические статьи в интернете. Лихорадит вообще всю сферу. Рекорд-компании терпят страшные убытки. Потому что все это стало очень доступным. Можно иметь один компьютер, серьезное желание после ста граммов водки написать песню - и хит в кармане, завтра на "Горбушку".
Конечно же любому мало-мальски соображающему продюсеру выгоднее долгосрочный контракт. То есть исполнитель, на которого он может понадеяться, который может ему гарантировать раз в два года альбом, такой талант, в котором он может не сомневаться хотя бы лет десять. Сейчас у нас происходит смещение приоритетов. Видимо, люди посидели, подумали и решили, что серьезные проекты, может, в моральном смысле более трудные, ну и потом, как показывает гигантская кормушка "Фабрика звезд", можно очень крупные деньги поднимать. Я периодически разговариваю с какими-то промоутерами и думаю, что этот проект за очень короткий срок принес очень приличные деньги. Помню, я выпускала свою последнюю пластинку, третью, и только-только начинался первый проект. Сейчас я хочу выпустить свой четвертый альбом, а тем временем заканчивается уже четвертая "Фабрика звезд". И каждая фабрика выпускает по пятнадцать, что ли, человек. Запомнить их нет никаких сил. В группе "The Beatles" было четыре человека, а их за два года уже шестьдесят.
- Вам "Фабрика" так радикально не нравится?
- Нет-нет! Я с точки зрения анализа какого-то, осмысления. Это очень хороший бизнес. Сам принцип этого шоу к творчеству не имеет отношения. Это как ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа. Я обращала внимание, там преподаватель по вокалу что-то говорит, и не могу сказать, что это глупости. Но, с другой стороны, ничего полезного он не говорит тоже. Я просто знаю, что за два-три месяца (сколько они там, бедняги, сидят?) глупо пытаться что-то сделать. И я сейчас говорю не как певец-эксперт. Я нахожусь, надеюсь, в начале своей музыкальной карьеры и становления. Но! То, что я слышу, порой меня очень смешит.
Для меня еврохит - это песня "Just A Perfect Day"
- А "Евровидение" вы смотрели?
- Представляете, смотрела. Я смотрю "Евровидение", по-моему, с того года, когда "Мумий Тролль" туда поехал. Мне было интересно. На следующий год не помню, кто там был. Потом - вообще позор в прошлом году. И вот это, получается, четвертое. На что я убиваю эти часы? Кошмар! Самое интересное - это обсуждение в студии. Оказывается так, что некоторых из людей ты знаешь лично. И смотришь на то, как речи и люди меняются в студии Первого канала. Тоже, знаешь, забавно очень. А потом они звонят и говорят: "Я, конечно, там был/была, но ты не думай!"
- Руслана вам понравилась?
- Нет. Мне совсем не нравятся такие исполнители и такие песни. Но, мне кажется, дело даже не в них. Это глупость - конкурс, который диктует тебе, каким ты должен быть, изначально исключая творчество. А я нахожусь как раз в том периоде, когда хочется творчества. Потому что деньги у меня есть, популярность у меня есть, приоритет - творчество. А "Евровидение" предполагает его отмену. Конкурс тебе говорит: не больше трех минут песня, не очень медленная, не очень быстрая, ну и какие-то еще особенности еврохита. Это тоже сложный вопрос. Если посадить вот так вот в ряд десять более-менее композиторов, у каждого будет своя точка зрения на еврохит. Они не договорятся. Каждый представляет это по-своему. Может, для меня еврохит - это песня "Just A Perfect Day"? Я даже найду достаточное количество аргументов для того, чтобы это доказать. Кому как. Или песня "Creep".
- Вы же знаете распространенную точку зрения: "Евровидение" - конкурс домохозяек.
- Это тоже очередное клише, которое наверняка придумал кто-то типа Отара Кушанашвили. Домохозяйки есть очень даже...
- Продвинутые?
- Я просто не думаю, что все домохозяйки - дуры. Я вот тоже год была домохозяйкой. В этом году меня немножко удивило - уровень исполнителей был выше. Если прямым текстом: достаточное количество людей попадали в ноты. Но! Все это не отменяет того, что я сказала.
- А как вам наше выступление?
- Я искала мотивацию. Я четко видела ее с "Мумий Троллем". Я понимала ее с "Премьер-Министром", потому что у них имидж живьем поющей группы, который они, как мне кажется, чуть на "Евровидении" не разрушили, спев не очень стройно. Я прекрасно понимаю мотивацию отправки группы "Тату". И я совсем не могла понять, почему отправляют эту девочку. А на самом деле ответ лежал на поверхности. Это пиар "Фабрики звезд". Чтобы была "Фабрика звезд-5, -6, -7". И я боюсь, что Юля Савичева уже выполнила свою функцию и ее просто спишут, как ненужный материал. Перестанут писать ей песни, она исчезнет с телеэкранов. Она испытает, конечно, страшнейшее разочарование. С другой стороны, мне кажется, что такие удары судьбы очень полезны. И... я бы даже не отказалась (усмехается).
- Чтобы вас так же?
- Я бы не отказалась от какого-то сильного потрясения. К этому стремиться глупо, разумеется. Я не прошу. (Повторяет, подняв голову вверх: "Я не прошу".) Я рассуждаю вслух. Но мне кажется, что определенное количество адреналина... В каждой такой ситуации в тебе открываются какие-то неведомые резервы.
- Расскажите, как идет работа над альбомом. Вы с конца января пишете его?
- Так как я сейчас связалась с электронщиками, поменялся сам принцип работы. Я пишу песни в виде демо, так как четко отдаю себе отчет, что я вряд ли дома на компьютере могу взять и сделать песню так, чтобы меня устраивало. Я не готова, да и не знаю, хочу ли я этого. Потому что, если я научусь делать и это, пропадет интрига. Поэтому я намеренно сижу в тех программах, а не в других, хотя электронщики периодически предпринимают попытки пересадить меня за программы, которые удобнее им. Я пока держу удар. Пишу дома песни, отдаю им эти треки, отдельно отдаю треки голоса, они присылают мне свои варианты, и вот тут-то и начинается самое интересное. Мы начинаем мутить как-то совместно.
Если говорить о сроках начала написания, то это где-то ноябрь-декабрь прошлого года. Сейчас уже разогналась. Кстати, есть такой момент: когда ты долго бездельничаешь, а потом начинаешь писать, то разгоняешься в процессе. Я называю это "набил руку". Потому что ты каждый день сидишь за компьютером, занимаешься, очень многое уходит в корзину, но! Появляется определенный навык. Мне это нравится. Я сравниваю работы ноябрьские, весенние, вижу разницу, и мне приятно.
- Вы храните черновики?
- Я храню все, потому что я же не пишу под гитару, я в любом случае пытаюсь делать аранжировку: барабаны, бас, очень заморачиваюсь на ритм-секции. И, знаете, не все плохие. И у меня есть огромные папки, куда я спихиваю отрывки.
- Почему вы решили делать электронную музыку?
- А какую еще? Джазовую? Я пока не хочу. Роком я так или иначе занималась несколько лет подряд. Хотя, может, это вовсе и не рок, ну, по крайней мере, музыка, которая предполагала определенный набор инструментов, концерты и всю эту рок-атрибутику. А теперь я буду заниматься чем-то другим.
- А как вы поедете в тур?
- Я уже начала думать об этом. Масса вариантов. Вы же видите, что эта достаточно традиционная схема бас-барабаны-клавиши-гитара-вокал - она же самая удобная. Но ведь есть миллиард разных схем. Вдвоем, втроем, вдесятером и так далее. Даже набор инструментов может быть совершенно неожиданный. Я решила отойти от традиционного метода исполнения в том числе. Я пришла к этому не вчера, давно вынашиваю эти мысли, и мне давно хочется попробовать иначе.
- Может быть, одна из причин в том, что вы не смогли сейчас найти людей, с которыми могли бы работать?
- Может быть, и в этом. Конечно же я... да, я признаю, что мне сложнее и сложнее находить музыкантов, которые меня устраивают. И плюс, конечно, человеческий фактор. Я - очень сложный человек, и требования к людям у меня тоже чрезвычайно высоки. Ну и плюс, конечно, я действительно хочу играть электронную музыку. Не знаю, почему я к ней прицепилась. Вполне вероятно, что меня отпустит через год-два.
- Назовите своих любимых электронных музыкантов.
- Вы что! Я нахожусь только в процессе изучения этой музыки. В том-то и дело, что я практически ничего не знаю и делаю по наитию. В этом-то как раз вся интрига. Конечно, на сегодняшний день я в роке соображаю чуть больше. Я знаю классические рок-альбомы, знаю, например, чем хороша группа AC/DC, и за пять минут любому объясню. Из того, что мне понравилось из электронщиков: Mouse On Mars, а вот Девид Сильвиан - это электронная музыка?
- Из последнего, что и вы, и я видели живьем, Moloko - вполне электронная группа.
- Нет, это совсем поп-группа. Очень хорошая поп-группа. Вот что мы называем электроникой?
- А вот Future Sound Of London теперь не электронная группа.
- А какая?
- Теперь они играют психоделический рок.
- Видишь, что творится! А вот Massive Attack какая группа? Электронная?
- Конечно. Вот чем кардинально электронная музыка от рока отличается?
- В делании она кардинально отличается. В электронной музыке больше личности, индивидуальности. Я вот написала песню, так ее представила, а Игорь (Вдовин. - "Известия") ее представил вот так. И мы вдвоем делимся друг с другом мыслями. И нет никаких пределов, понимаешь? А вот когда ты делаешь рок-музыку, то получается музыка с определенным набором инструментов. Я всегда настаивала на том, когда была группа, чтобы мы пытались коллективно творить. Не всегда это получалось, естественно. Но мне кажется, что рок-группа - это коллективное творчество.
- Но ведь "Небомореоблака", ваша первая песня с нового альбома, - это же не электроника вовсе!
- Это радиоверсия. Получилась достаточно коммерческая песня, как мне кажется. В ней содержится какая-то толика провокации, она с приятным рефренчиком. Я подумала, что она сейчас будет более чем уместна.
- Наступил курортный сезон?
- Во-первых, я выступаю на "Максидроме". И я бы не позволила себе выйти на сцену вообще безо всякого повода. Пропало бы какое-то количество уважения к самой себе. Во-вторых, она достаточно летняя. И в-третьих, я взяла достаточный запас времени перед альбомом, который я планирую выпустить в ноябре. И следующий сингл осенью на радио, наверное, будет больше отражать характер альбома.
- Скажите, а Вдовин ваш соавтор на весь альбом?
- Время покажет.
- Но сейчас вы работаете с ним?
- Работаю с ним, но тем не менее у меня есть контакт еще с двумя электронщиками. Просто, во-первых, мы с Игорем очень давно договорились, во-вторых, я его очень уважаю, и мне очень нравятся его сольные работы. Это очень важно, понимаете? Он не то чтобы аранжировщик - он музыкант, композитор. Он чувствует настроение. Он может, поймав твое настроение, выразить его в звуках и показать тебе. Другое дело, насколько у нас получится сделать так, чтобы это устраивало и меня, и его. Это тоже очень важный момент. Мне кажется, что не стоит выпускать то, что кого-то из создателей не устраивает.
- Чем вас так задела певица Валерия?
- Ничем. Вот лично она, Алла, фамилии я ее не знаю, меня не задела ничем. Просто песня была написана зимой, одной из первых, и как раз на это время пришелся пик ее творческой активности под девизом "наконец-то страна дождалась ее возвращения". Ничего личного! Я с ней не знакома.
- Что за программу вы будете играть на "Максидроме"?
- Как обычно, я хочу как можно меньше исполнять. Наверное, это будут пара старых песен и пара новых.
- А состав?
- Решим. Еще время есть. Но, думаю, обращусь все по тому же адресу www.mymiytroll.com. У нас хорошие отношения. И я, конечно, не могу не ценить то, что, когда я приехала в Москву, первые, с кем я познакомилась, были именно они. И по сей день я могу на них рассчитывать. Такие вещи со временем начинаешь ценить.
- Этим летом вы планируете участие в каких-нибудь еще фестивалях?
- Мне кажется, "Максидрома" будет достаточно. Надо же сосредоточиться на пластинке. И смысл? Старые песни я не вижу смысла играть вообще. Новые, до того, как я выпущу альбом, - тоже.
- Обе новые песни - "Как быть" с "Браво" и "Небомореоблака" с нового альбома - сразу были вывешены на вашем сайте. Вы теперь, как Джордж Майкл, бесплатно выкладываете музыку?
- Что касается песни с "Браво", я, конечно, посоветовалась с Женей (Евгений Хавтан, лидер "Браво". - "Известия"). И там есть несколько меток. Не обратил внимания? Она уже звучит в радиоэфире, и я не вижу причин, почему она не может звучать у меня на сайте. В свете последних событий, в свете того, что я лицом не свечу понапрасну, при дефиците информации хорошо бы хотя бы на сайте освещать то, чем я сейчас занимаюсь. Хотя бы для тех, кто туда ходит. А что касается песни "Небомореоблака"... Зачем людям переписывать все это на каких-то магнитофонах, когда можно скачать?
- Расскажите про то, как появилась ваша кавер-версия "Как быть" с "Браво".
- Поступило предложение, которое я недолго обдумывала. Воспоминания детства... Эта женщина - Жанна Агузарова - была, да и осталась, моей любимой певицей. И у меня была в свое время мечта - петь в группе "Браво" после того, как Жанна ушла. Мне кажется, что это знак уважения. Я делала это осознанно, и мне понравилось. Самое главное, что мы не затянули. Договорились, тут же поехали в студию, записали, отдали на радио. Так, кстати, большинство хороших вещей и получается.
- Вы знакомы с Агузаровой?
- Да.
- Вам ее не жаль?
- Какая жалость, я вас прошу! Таких женщин, как Агузарова, даже некрасиво жалеть. То, что сейчас есть, - прямой результат ее поступков. Это ее выбор. Я считаю, любой выбор нужно уважать. Она так хочет. Поэтому никакой жалости нет. Единственное - жаль, что ничего нового нет. Но это уже моя жалость - как потребителя. Потому что меня это бы стимулировало. А так, посмотри: она за десять лет ничего не выпустила, но по-прежнему это лучший голос России.
- Когда вас сравнивали с Агузаровой, вы как реагировали?
- Мне это льстило. Потому что я совершенно четко знаю, что ее вокальные данные лучше.
- Не попадалась вам книжка "Затмить Земфиру", что вышла в прошлом году?
- Нет. Очень много было разговоров о ней на форуме моего сайта, который я периодически просматриваю. Из чего у меня сложилось мнение... Да нет, оно сложилось еще раньше. Нет, ну, конечно, я бы не пошла и не купила ее. Ну что это за чушь, сколько нужно иметь мозгов, чтобы так назвать книжку! Читать я, конечно, ее не буду. На свете так много хороших и умных книг, которые я еще не прочла.
- Все-таки скажите напоследок: кем вы хотите стать, Земфира?
- Да нет, я хочу учиться. Ведь можно просто хотеть учиться? В школе мне, кстати, очень это нравилось... На первых порах. Класса до восьмого. И я просто помню, как я хотела, чтобы скорее наступило 1 сентября.
Антон Помещиков
[08.06.2004]